Истоки танца Ча-Ча-Ча лежат в Западной Африке и, как это ни странно, в Европе. Английский народный танец был прообразом французского «контрданса» и испанского «контраданца». В 18 веке танец достиг Кубы, где стал национальным танцем под названием «данца». В 19 веке, после обретения независимости Гаити, на Кубу стали прибывать плантаторы вместе со своими рабами-неграми. Африканцы привезли туда свои ритуальные танцы, с быстрыми синкопированными ритмами и вызывающими движения бедер, в частности румбу. В конце 19 века данца, с заимствованиями быстрых африканских ритмов, стала популярной в высшем обществе Кубы под названием «данцон». Танец стал более свободным и раскрепощенным. В то же время среди простого народа была популярна румба и другие африканские танцы. В конце 1930х Куба стала популярным местом отдыха туристов из США. Известные джазовые коллективы приезжали туда, выступая в казино и барах. Кубинские ритмы данцона и румбы смешивались и возник танец мамбо, ставший необычайно популярным по всей Америке. Музыка постоянно изменялась и так же изменялся танец.
Родным папой «современного» чачача является музыкант Энрике Джорин. В 1948 году он предложил играть новый ритм, замедлив мамбо, который был слишком быстрым для большинства танцоров, и добавив «лишний», пятый удар барабана в такт. Энрике же, мол, и назвал танец «ча-ча-ча» - подражая звуку каблучков танцующих кубинок. Этот танец также был известен под названием «тройное мамбо» - из-за «тройного шага» - «чачача», включающего «лишний» удар барабана, и как «мамбо в ритме гуиро». «Гуиро» - гаитянский музыкальный инструмент из высушенной тыквы. Если ее потрясти, она издает звук «ча-ча». Возможно, название танца происходит от этого звука, а может, и от веселого кубинского танца «Гуарача», модного в начале века в Европе. В 1952 году английский педагог Пьер Лавель посетил Кубу и принес оттуда танец в Европу, описав его как «разновидность румбы с дополнительными шагами», а в 1959 чачача стал необычайно популярным в США. Как и все бальные танцы, он развивался, и, конечно за 50 лет претерпел немало изменений. Еще 10-20 лет назад, многие танцевали шассе на полусогнутых ногах, отдавая дань мамбо, но сейчас принято делать все шаги только в прямую ногу, с носка. Выразительность движений достигается за счет четкой работы таза и бедер. Выделяют уже не три быстрых шага «чачача», а два – «чача», чтобы сделать акцент на счет «раз», да и сам танец все чаще называют просто «чачей».
Как говорит на своих семинарах выдающийся танцор Аллан Торнсберг, сердце танца - это музыка. Танцуя, мы не просто ставим ногу в такт удару барабана, но и выражаем музыку, как мы понимаем ее сущность. К сожалению, на конкурсах все чаще и чаще исполняются не оригинальные латиноамериканские мелодии, а обработки популярных песен. Это затрудняет задачу танцора, но он должен помнить про характер танца и отражать его в своем танцевании. Помните, что чачача – танец веселый, энергичный, но и элегантный. Он перенял изящество линий и грацию румбы, но если румба говорит о страсти и чувственном опыте, то ча-ча учит нас флирту и кокетству. Партнер и партнерша заигрывают друг с другом и кто знает чем это закончится… Не забывайте улыбаться на паркете, танцуя чачача – танец радости и легкого сердца
|